Стабильность на рынке не позволяет видеть ошибки в маркетинге

Стабильность на рынке не позволяет видеть ошибки в маркетинге

Юрий Самохвалов
Автор:
Сооснователь и директор по маркетингу сети школ рисования Grafika

Поскольку онлайн-маркетингом я занимаюсь с 2012 года, то есть больше 10 лет, то ошибок накопилось очень много за это время. Я расскажу о самых больных из них, с которыми сталкивался.

Обычно, когда экономика растет и когда ты находишься в растущей нише, все ошибки, которые ты допускаешь в бизнесе, в маркетинге, их, скажем так, рынок прощает. Почему? Потому что экономика растет, твоя ниша растет, клиентов каждый месяц в твоей нише становится больше. Те ошибки, которые ты допускаешь, ты можешь не замечать, потому что рынок это прощает.  Чаще всего ошибки становятся явными тогда, когда на рынке происходят какие-то потрясения.

Четыре ошибки в маркетинге, которые я пережил достойно и с некой долей везения

Фотошкола в офлайн-формате

Первая ошибка была, на мой взгляд, когда мы запускали фотошколу в офлайне. Это был ноябрь-декабрь 2014 года. А ошибкой было, потому что была дикая волатильность на фоне политических и новостных событий того времени, доллар на то время стоял дорого — более 80 рублей. А наш бизнес был завязан напрямую на том, что люди покупают фотоаппараты, начинают фотографировать и понимают, что им нужно обучение, так как техника съемки сложная, начинают искать курсы фотографии.

Но когда доллар взлетел в разы, фототехника резко тоже подорожала и количество потенциальных клиентов соответственно уменьшилось, потому что людей, кто купит фототехнику сильно дороже и оплатит курсы, будет меньше. Поэтому здесь был большой риск «провалиться». У нас в целом тогда всё сложилось нормально, так как курс доллара более-менее чуть позже стабилизировался. И это не отразилось на нас так негативно, как могло отразиться. Тем не менее я считаю, что было ошибкой  заходить на рынок с фотошколой на тот момент, но нам повезло. Рынок был растущий и простил нас.

Отказ от рекламы в Instagram*

Вторая ошибка была связана с 2016 годом и тем, что мы поняли, что реклама в запрещенной нынче, но не на то время, соцсети Instagram хорошо идет, но при этом мы не стали масштабироваться через этот канал. Я считаю, на тот момент это было ошибкой, потому что таргет в этой соцсети отлично работал и мы просто не собрали тот максимум трафика, который могли бы собирать. Рекламодателей было мало, трафик был дешевый, покупать огромное количество трафика по низкой цене можно было. Мы не использовали этот инструмент максимально эффективно, как могли.

В 2016 году мы запустили школу рисования и сейчас у нас уже большая франчайзинговая сеть. Но на тот момент у нас была одна школа рисования, и мы боялись масштабироваться.

Отказ от онлайн-формата

Третья ошибка была связана с тем, что в 2020 году была пандемия и наш офлайн-бизнес очень сильно пострадал. И мы закрывали бизнес на несколько месяцев, у нас также были школы, школы рисования. Это была большая проблема, потому что в тот момент люди переключились на онлайн-обучение, рынок которого рос быстро. Мы не воспользовались этим, не стали заниматься онлайн-образованием. После же того, как стали восстанавливать работу офлайн-школ, так и не вернулись к идее об онлайн-образовании. Из-за простоя нужно много было всего делать и новым направлением мы просто не занялись. Тренд был задан на годы вперед, но мы в него не вписались.

Не было источников трафика

Четвертая ошибка была связана с 2022 годом. Рынок онлайн-образования на пике популярности, мы в целом чувствуем себя достаточно хорошо в офлайн-бизнесе. На тот момент было больше 40 школ рисования Grafika, и мы начали открывать школы профессий со Skillbox в офлайне. Мы запустили в конце января в Краснодаре первую школу профессий Skillbox. Через некоторое время, после начала СВО, в России заблокировали рекламу в Instagram, которая была, по сути, единственным источником трафика. То есть мы только запустились, месяц отработали и у нас блокируют основной источник трафика. Мы просто не успели для этого проекта, которому было всего месяц, запустить другие источники трафика. А заявки были крайне важны для нас на тот момент.

Каким-то чудом в марте 2022 года мы выжили за счет офлайн-маркетинга и стали диверсифицировать трафик путем добавления инструментов офлайн-маркетинга. И только потом, начиная с мая-июня 2022 года, мы начали получать стабильный трафик из онлайна. Мы подключили «Яндекс», «Телеграм», «ВКонтакте» и др. То есть офлайн-маркетинг нам помог выжить. А сейчас мы уже активно развиваемся. Ошибка заключалась в том, что мы не подготовились к таким событиям, которые сложно было предсказать. Ключевое, что мы смогли их преодолеть, но в моменте было очень не просто.

Надеюсь, что статья о моем практическом опыте была вам полезна. Вы, прочитав ее, сможете избежать каких-то сложностей, с которыми я и моя команда сталкивались.

Желаю вам успешного маркетинга и преодоления всех препятствий!

* Запрещенная социальная сеть в РФ

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Сложности бизнеса с азиатскими партнерами 1202 29.4.2024 Сложности бизнеса с азиатскими партнерами

Добиваться успеха — вполне естественное желание для человека. Все мы ...

5 шагов для работы над личными границами 1136 29.4.2024 5 шагов для работы над личными границами

Личные границы — это рамки дозволенности для другого человека, это ...

Топ-5 советов по работе с вовлечённостью 1105 28.4.2024 Топ-5 советов по работе с вовлечённостью

Вовлечённость — это эмоциональное и интеллектуальное состояние сотрудников, которое позволяет ...