Стратегический маркетинг: зачем он нужен компаниям и как его освоить

Стратегический маркетинг: зачем он нужен компаниям и как его освоить

Стратегический маркетинг — это уникальный подход, направленный на развитие организации в течение длительного периода времени в условиях постоянных изменений (внутри и за ее пределами). Впервые такой термин был употреблен в начале 60-х годов прошлого столетия учеными, которые представили подход с учетом нововведений в экономической сфере.

Важно понимать, что стратегический маркетинг не тактический. Основная задача первого заключается в долгосрочных перспективах, увеличении прибыли организации, а второго — в краткосрочных (к примеру, увеличении числа продаж). Рассмотрим подробнее процессы стратегического маркетинга.

Особенности маркетинговой стратегии

Для успешного развития любой организации требуется разработать маркетинговую стратегию. Она представляет собой подробный план по продвижению товаров или услуг. Главная задача состоит в увеличении прибыли. Для каждой организации будет своя стратегия. При ее разработке учитывают специфику деятельности, ключевые моменты, целевую аудиторию и ряд иных факторов. В среднем, ее составляют на 4 года. На точный срок влияет специфика рынка. К примеру, если организация — это крупный холдинг, который существует много лет, и рынок стабилен, то есть возможность составить стратегию и на 8 лет.

Ответственным за подобный план является директор по маркетингу. В процессе ему помогают ведущие менеджеры организации, интернет-маркетологи, менеджеры по рекламе и другие специалисты. У них всех есть своя зона ответственности.

Для чего нужен стратегический маркетинг

Он необходим для развития любого бизнеса и, как следствия, роста выручки. В случае его отсутствия в организации будет царить хаос. Среди основных задач, которые удастся решить:

  • выявить основные ценности ЦКП;
  • повысить узнаваемость организации;
  • привлечь больше клиентов (удержать, сделать постоянными).

Преимущества стратегического маркетинга заключаются в долгосрочном планировании. Так, если спустя время на рынке появятся конкуренты, из-за чего снизится спрос на продукт, у организации уже будет план, как с этим справиться, чтобы оставаться «на плаву».

Специфика работы над маркетинговой стратегией

Процессы стратегического маркетинга включают в себя несколько этапов:

  1. Планирование. Во время него устанавливают целевую аудиторию, изучают запросы клиентов, проводят оценку конкурентов, выявляют возможные риски, разрабатывают ЦКП. Далее будут зафиксированы все целы и инструменты, которые помогут их добиться.
  2. Реализация. Составленную стратегию начинают воплощать, устанавливая все нюансы: сроки, ответственных лиц.
  3. Контроль и оценка. Специалисты контролируют, получилось ли выполнить в установленные сроки все необходимые задачи. При необходимости в план вносят корректировку.

Применяемые инструменты

Чтобы проанализировать внешнюю и внутреннюю среду компании, используют разные инструменты.

Среди самых популярных отмечают:

  1. SWOT-анализ. Благодаря ему, удается оценивать факторы, непосредственно влияющие на организацию. Их заносят в таблицу, после чего разрабатывают матрицу с целесообразными решениями.
  2. Матрица Портера. Она необходима для оценки перспектив бизнеса. Для этого рассматривают разные факторы: конкурентов, заказчиков, поставщиков.
  3. Матрица Ансоффа. Она отображает возможные стратегии роста организации. Для получения достоверных данных учитывают тип рынка и продукта.
  4. PEST-анализ. Отличается от SWOT-анализа тем, что позволяет оценить факторы внешнего окружения (политические, экономические, социальные).

Помимо них, во время планирования прибегают к функционально-стоимостному анализу и иным методикам.

Какие бывают маркетинговые стратегии

Среди наиболее распространенных стратегий отмечают: нишевую, развитие рынка и продукта, силовую. К первой обычно прибегают организации, которые реализуют элитные товары, ориентированные на небольшую целевую аудиторию. Вторая актуальна для тех, кто решил выйти на новые рынки. Третья необходима организациям, которые решили создать новый ЦКП на уже существующем рынке. Силовая направлена на формирование имиджа, прямую работу с конкурентами.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Топ-5 советов по работе с вовлечённостью 1105 28.4.2024 Топ-5 советов по работе с вовлечённостью

Вовлечённость — это эмоциональное и интеллектуальное состояние сотрудников, которое позволяет ...